Профессиональная этика педагога
МБДОУ «Детский сад №16» г.Чебоксары
Миссия: создание в детском саду комфортных условий для сохранности жизни и здоровья педагогов с учетом общечеловеческих моральных норм, а также на основании Декларации прав и свобод человека и гражданина.
Основные ценности этического кодекса педагогов:
· честность и открытость в отношениях между педагогами;
· взаимное доверие в отношениях между педагогами, детьми и родителями;
· стремление быть лучшими в выполнении поставленных задач, повышении качества работы;
· бережное отношение к имуществу ДОУ; стремление к обеспечению долгосрочной и успешной деятельности ДОУ, в выполнении поставленных задач.
Основные детерминанты деятельности педагога
· Деятельность педагога дошкольного детства основывается на постоянном изучении личности ребенка, его потребностей, чувств, характера, убеждений, уровня интеллекта, душевного комфорта, базируется на знании закономерностей (изучении и анализе изменений) психолого-педагогического развития ребенка.
· Семья — определяющая социальная сфера в гармоничном воспитании и развитии ребенка.
· «Детство, детский мир – это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве, у них свои критерии красоты, у них даже свое изменение времени: в годы детства день кажется годом, а год - вечностью. Имея доступ в сказочный дворец, имя которому - Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас, как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира» (В. Л. Сухомлинский).
· Дошкольное образование, организованное должным образом, отвечающее современным требованиям психологии, педагогики и медицины, следует рассматривать как основную формирующую ступень для дальнейшего образования и воспитания.
· Основная задача педагога — предоставить каждому ребенку оптимальные условия для реализации его способностей с учетом индивидуальных особенностей.
Этика в системе взаимоотношений:
«педагог – ребенок»
Основные педагогические позиции
1. Основополагающими функциями считать функции сопричастности, гуманизма, высокого профессионализма педагога ДОУ на каждом возрастном этапе.
2. Ориентироваться в новых методах воспитания, образования, уметь применять их на практике.
3. Постоянно анализировать и учитывать изменения в образовательно-воспитательных программах, расширять поле профессиональной деятельности.
4. Анализировать, изучать и учитывать особенности каждого ребенка, предоставляя разнообразные условия для развития и реализации способностей.
5. Уметь диагностировать проблемы в развитии детей и предоставлять возможности коррекции.
6. Создавать оптимальные условия для всестороннего развития ребенка: интеллектуального, эмоционального, физического, социального.
7. Предоставлять возможность детям со специальными потребностями обучаться, воспитываться и развиваться по индивидуальным программам (обеспечивая квалифицированную поддержку).
Принципы деятельности
1. Проявлять гуманизм, обеспечивать сохранность всех сфер жизнедеятельности ребенка. На каждом возрастном этапе оказывать всемерное уважение к личности, ограждать от некорректного поведения, физического и психологического давления, нанесения ущерба безопасности и здоровью ребенка, вызванного неадекватностью поведения.
2. Пресекать любые попытки в педагогической практике, связанные с формированием лидерских и аутсайдерских групп, с использованием давления на личность (социального, психологического, физического).
3. Обеспечивать и контролировать участие всех сотрудников ДОУ в педагогическом процессе.
4. Максимально заинтересовывать родителей в участии в образовательной и воспитательной деятельности ДОУ.
5. Содействовать семье в защите прав ребенка.
«педагог - родитель»
Осознанные педагогические позиции:
1. Устанавливать позитивные контакты с семьей.
2. Организовать клуб-лекторий для родителей с целью повышения педагогической компетентности.
3. Соблюдать конфиденциальность и такт при обсуждении личности ребенка.
4. Знакомить родителей с письменными материалами о их детях.
5. Обсуждать совместные действия с целью оптимизации процесса образования и воспитания.
Принципы деятельности:
1. Тщательное осмысление и обсуждение участия родителей в работе ДОУ с целью исключения давления, некорректного обращения, наносящего вред непрофессионализма.
2. Предоставлять право родителям на выбор ДОУ и участие в его деятельности.
3. Предлагать родителям участвовать в различных образовательных программах, обсуждая, корректируя и дополняя их.
4. Сообщать родителям о возможных травмирующих ситуациях, проблемах в развитии ребенка. Немедленно информировать родителей о несчастных случаях.
5. Всегда сообщать родителям о любого вида диагностике, проводить которую следует только с их согласия.
6. Получив полную информацию о членах семьи, ограждать ребенка от лиц, которые могут нанести ущерб личности.
7. Не использовать взаимодействие с семьей, с целью улучшения положения (материального) педагога.
8. Не вторгаться в частную жизнь семьи. Только в случае угрозы здоровью (физическому или психическому) информировать соответствующие органы с целью своевременного оказания помощи.
9. Знакомиться с объективным положением ребенка в семье, знать социальный статус семьи и материальное положение.
«педагог - педагог»
Взаимоотношения с коллегами основываются на признании профессионализма, интересе и совместной деятельности для достижения лучших результатов, корректном общении, уважении чужой точки зрения. Для благоприятного климата в коллективе необходимо обеспечивать педагогам условия для профессионального роста, удовлетворять потребности, вырабатывать совместные решения.
Основные педагогические позиции
1. Анализировать и формировать позитивные отношения между всеми сотрудниками ДОУ.
2. Организовывать «круглые столы» с целью обмена новыми технологиями, методами, программами для внедрения в работу ДОУ, анализа достижений и ошибок.
3. Поощрять новые, оригинальные разработки коллег.
Принципы деятельности
1. Предоставление выбора ДОУ и обеспечение конкурентоспособности как учреждения, так и педагогов. Предоставление полной информации о специфике учреждения, образовательных и воспитательных программах, особенностях ДОУ.
2. Индивидуальный подход к аттестации педагогов, оценка профессиональной компетентности независимой аттестационной службой.
3. Анализ, планирование, учет индивидуальных особенностей, координирование взаимоотношений в системе «педагог—педагог».
Взаимоотношения с администрацией
Основные педагогические позиции
1. Формировать и поддерживать корректный, дружеский стиль взаимоотношений.
2.Предоставлять возможность обсуждать и реализовывать новые образовательные и воспитательные программы.
3. Всемерно повышать престиж, уровень информированности о ДОУ.
4. Предоставлять возможность педагогу реализовать творческий потенциал на всех этапах педагогической практики.
Принципы деятельности
1. Разрабатывать проекты, новые направления педагогической деятельности с учетом индивидуального мнения каждого педагога.
2. В случае диагностики и выявления проблем в развитии ребенка сохранять конфиденциальность, предлагать способы коррекции.
3. Представляя ДОУ на любом уровне соблюдать корректность, такт, порядочность.
4. Анализировать вероятность конфликта, снижать риск его возникновения.
Взаимоотношения с персоналом
1. Формировать педагогическую культуру, бережное отношение к труду друг друга у всех сотрудников ДОУ.
2. Создавать благоприятный психологический климат в коллективе, интересуясь и помогая решать проблемы сотрудников.
3. Гарантировать адекватные условия труда и соответствующую оплату согласно должностной инструкции.
Принципы деятельности
1. Признавать, уважать, поддерживать профессиональную деятельность всех сотрудников ДОУ.
2. Обеспечивать условия для наиболее эффективной, компетентной работы сотрудников, своевременно поощряя успехи и достижения, анализируя и исправляя недоработки, обозначать способы оптимизации деятельности.
3. Знакомить всех сотрудников с изменениями в деятельности ДОУ, с нормативно-правовыми основаниями деятельности дошкольного учреждения.
В рекомендациях, анализе, планировании деятельности основываться на интересах детей и наиболее эффективной реализации образовательных и воспитательных программ.